Осанка – это привычное вертикальное положение тела человека, сохраняющееся в покое и движении. Характеризуется гордо поднятой головой, ровными надплечиями, симметричными лопатками, прижатыми к грудной клетке, равномерными треугольниками талии и горизонтальным расположением подвздошных костей. При этом линия отвеса от большого наружного бугра затылочной кости повторяет ось остистых позвонков. Правильная осанка обусловлена, прежде всего, выраженностью и состоянием естественных изгибов позвоночника.
Ребёнок рождается с тотальным кифозом, т.е. имеется одно искривление позвоночника, выпуклостью кзади. По мере его роста и укрепления мышечной системы, постепенно появляются” и формируются естественные изгибы позвоночника. Так, когда ребёнок начинает удерживать головку (3 – 4-й месяц жизни), начинает формироваться шейный лордоз, появляется выпуклость позвоночника кпереди, а ко времени появления возможности сидеть(5-7й месяц жизни) начинает появляться поясничный лордоз. Формирование естественных изгибов позвоночника продолжается в первые 6-7 лет жизни ребёнка, и только ко времени поступления в школу у него чётко должны определятся естественные изгибы позвоночника. С этого возраста можно говорить о нормальной или патологической осанке. Во время роста и развития ребёнка формирование осанки продолжается и этим процессом необходимо управлять. Основную роль в формировании осанки играет не абсолютная сила мышц, а равномерное и правильное распределение мышечной тяги.
Сила мышц – не основа осанки. Неправильное развитие мышечной системы способствует появлению деформаций и нарушений осанки.
Осанка в значительной степени зависит и от положения позвоночника.
Хорошая осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение. Её нарушение оказывает неблагоприятное влияние на функции внутренних органов; кишечника, лёгких, сердца и др.
Все нарушения осанки делятся на врождённые и приобретённые. Врождённые составляют 5-10% от общего числа деформаций позвоночника. Приобретённые деформации чаще всего обусловлены слабостью мышц туловища, преимущественно спины и передней брюшной стенки, с неправильным распределением “мышечной тяги”, отсутствием достаточно крепкого “мышечного корсета”. В результате влияния различных условий быта, учёбы и работы может развиться преобладание силы отдельных мышечных групп, что приводит к неправильной постановке тела. Преобладание развития мышц с одной половины тела приводит к искривлению туловища в соответствующую сторону.
В начале деформации изменения носят функциональный характер, но при отсутствии, нормальной коррекции приводят к стойким структурным изменениям, прежде всего в позвоночнике. Это состояние постепенно переходит в новое качество – сколиоз, с последующим развитием остеохондроза, спондилёза.
Длительное сидение за партой, за компьютером в неправильной позе являются предрасполагающим фактором для развития нарушения осанки и более тяжёлого искривления позвоночника, которые в последующем приводят к деформации грудной клетки, перекосу таза. Искривлению способствует ношение ребёнка на одной руке, держание вовремя прогулки за одну и ту же руку, ношение портфеля в одной руке, сон на одном и том же боку, использование высокой подуши. Привычка спать “калачиком” приводит к развитию “круглой спины”. Кроме этого, развитию данной патологи способствует неправильная посадка на учебных занятиях, малоподвижный образ жизни, езда на велосипеде, занятия спортом, связанные с несимметричной нагрузкой (теннис, отдельные виды гребли).
По данным научно-исследовательского института травматологии и ортопедии МЗ РБ 70% детей нашей страны имеют нарушения осанки, сколиоз же встречается у 10%. Жители сельской местности болеют в 2 раза реже. Девочки страдают чаще мальчиков и это соотношение составляет 6:1.
Для правильного формирования осанки необходимо уделять больше внимания развитию своего тела и особенно развитию тела ребёнка. Достаточно внимания следует уделять режиму труда и отдыха. Занятия гимнастикой, игровыми видами спорта, чередование видов деятельности способствуют правильному развитию осанки ребёнка: Спать ребёнок должен на жёсткой постели с небольшой подушкой, лёжа на спине или животе, а не “калачиком”. При ношении тяжестей надо равномерно распределять нагрузку на правую и левую руки, а лучше пользоваться для этих целей рюкзаком или ранцем.
Важное значение имеет правильно выбранное рабочее место, соответствующее полу и возрасту ребёнка, а также наличие достаточного освещения. Высоту стола и стула надо подбирать с таким расчётом, чтобы расстояние от стола до глаз ребёнка было 30-35 см.
Следует помнить, что длительное пребывание ребёнка в одной позе приводит к утомлению мышц и, как следствие, к развитию сутулости, поэтому уроки следует чередовать с кратковременными (по 10-15 минут) занятиями гимнастикой.
Большое значение для правильного развития осанки имеют занятия игровыми видами спорта, плавание (особенно” брасом), ходьба на лыжах, а также закаливание.
В случае выявления сколиоза у ребёнка необходимо установить за ним диспансерное наблюдение у ортопеда, регулярно заниматься лечебной гимнастикой,проводить физиотерапию. Такие дети должны переводиться в спецгруппу по физкультуре, освобождаться от бега, прыжков, сдачи норм.
Если сколиоз прогрессирует и дальше, проводится лечение корригирующими корсетами, а в отдельных случаях необходимо оперативное вмешательство.
Александр Николаевич Егоров, врач-травматолог филиала «БГДП№4» УЗ «Бобуйская городская детская больница»