Декабрь 12, 2019

Нарушение осанки и сколиотическая болезнь у детей

Осанка – это привычное вертикальное положение тела человека, сохраняющееся в покое и движении. Характеризуется гордо поднятой головой, ровными надплечиями, симметричными лопатками, прижатыми к грудной клетке, равномерными треугольниками  талии и горизонтальным расположением подвздошных костей.  При этом линия отвеса от большого наружного бугра затылочной кости повторяет ось остистых позвонков. Правильная осанка обусловлена, прежде всего, выраженностью и состоянием естественных изгибов позвоночника.

Ребёнок рождается с тотальным кифозом, т.е. имеется одно искривление позвоночника, выпуклостью кзади. По мере его роста и укрепления мышечной системы, постепенно появляются” и формируются естественные изгибы позвоноч­ника. Так, когда ребёнок начинает удерживать головку (3 – 4-й месяц жизни), на­чинает формироваться шейный лордоз, появляется выпуклость позвоночника кпереди, а ко времени появления возможности сидеть(5-7й месяц жизни) начина­ет появляться поясничный лордоз. Формирование естественных изгибов позво­ночника продолжается в первые 6-7 лет жизни ребёнка, и только ко времени по­ступления в школу у него чётко должны определятся естественные изгибы позво­ночника. С этого возраста можно говорить о нормальной или  патологической осанке. Во время роста и развития ребёнка формирование осанки продолжается и этим процессом необходимо управлять. Основную роль в формировании осанки играет не абсолютная сила мышц, а равномерное и правильное распределение мышечной   тяги.

Сила мышц – не основа осанки. Неправильное развитие мышечной системы способствует появлению деформаций и нарушений осанки.

Осанка в значительной степени зависит и от положения позвоночника.

Хорошая осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологиче­ское значение. Её нарушение оказывает неблагоприятное влияние на функции внутренних органов; кишечника, лёгких, сердца и др.

Все нарушения осанки делятся на врождённые и приобретённые. Врождён­ные составляют 5-10% от общего числа деформаций позвоночника. Приобретён­ные деформации чаще всего обусловлены слабостью мышц туловища, преимуще­ственно спины и передней брюшной стенки, с неправильным распределением “мышечной тяги”, отсутствием достаточно крепкого “мышечного корсета”. В ре­зультате влияния различных условий быта, учёбы и работы может развиться пре­обладание силы отдельных мышечных групп, что приводит к неправильной по­становке тела. Преобладание развития мышц с одной половины тела приводит к искривлению туловища в соответствующую сторону.

В начале деформации изменения носят функциональный характер, но при отсутствии, нормальной коррекции приводят к стойким структурным изменениям, прежде всего в позвоночнике. Это состояние постепенно переходит в новое каче­ство – сколиоз, с последующим развитием остеохондроза, спондилёза.

Длительное сидение за партой, за компьютером в неправильной позе явля­ются предрасполагающим фактором для развития нарушения осанки и более тя­жёлого искривления позвоночника, которые в последующем приводят к деформации грудной клетки, перекосу таза. Искривлению способствует ношение ребён­ка на одной руке, держание вовремя прогулки за одну и ту же руку, ношение портфеля в одной руке, сон на одном и том же боку, использование высокой по­души. Привычка спать “калачиком” приводит к развитию “круглой спины”. Кро­ме этого, развитию данной патологи способствует неправильная посадка на учебных занятиях, малоподвижный образ жизни, езда на велосипеде, занятия спортом, связанные с несимметричной нагрузкой (теннис, отдельные виды греб­ли).

По данным научно-исследовательского института травматологии и ортопе­дии МЗ РБ 70% детей нашей страны имеют нарушения осанки, сколиоз же встре­чается у 10%. Жители сельской местности болеют в 2 раза реже. Девочки страда­ют чаще мальчиков и это соотношение составляет 6:1.

Для правильного формирования осанки необходимо уделять больше вни­мания развитию своего тела и особенно развитию тела ребёнка. Достаточно вни­мания следует уделять режиму труда и отдыха. Занятия гимнастикой, игровыми видами спорта, чередование видов деятельности способствуют правильному раз­витию осанки ребёнка: Спать ребёнок должен на жёсткой постели с небольшой подушкой, лёжа на спине или животе, а  не “калачиком”. При ношении тяжестей надо равномерно распределять нагрузку на правую и левую руки, а лучше пользо­ваться для этих целей рюкзаком или ранцем.

Важное значение имеет правильно выбранное рабочее место, соответствующее полу и возрасту ребёнка, а также наличие достаточного освещения. Вы­соту стола и стула надо подбирать с таким расчётом, чтобы расстояние от стола до глаз ребёнка было 30-35 см.

Следует помнить, что длительное пребывание ребёнка в одной позе приво­дит к утомлению мышц и, как следствие, к развитию сутулости, поэтому уроки следует чередовать с кратковременными (по 10-15 минут) занятиями гимнасти­кой.

Большое значение для правильного развития осанки имеют занятия игро­выми видами спорта, плавание (особенно” брасом), ходьба на лыжах, а также зака­ливание.

В   случае   выявления сколиоза у ребёнка необходимо установить за ним диспансерное наблюдение у ортопеда, регулярно заниматься лечебной гимнастикой,проводить физиотерапию. Такие дети должны переводиться в спецгруппу по физ­культуре, освобождаться от бега, прыжков, сдачи норм.

Если сколиоз прогрессирует и дальше, проводится лечение корригирующи­ми корсетами, а в отдельных случаях необходимо оперативное вмешательство.


Александр Николаевич Егоров, врач-травматолог   филиала «БГДП№4»  УЗ «Бобуйская городская детская больница»