Март 27, 2020

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой прозвучала обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.

Что такое аутизм?

Аутизм относится к группе общих расстройств развития, с наибольшим проявлением в сфере общения и эмоций. В настоящее время чаще употребляется термин «расстройства аутичного спектра».

При аутизме нарушается развитие зоны головного мозга, отвечающей за эмоции и обобщение информации. Это нарушение формируется при внутриутробном развитии (во время беременности).

Как правило симптомы расстройства начинают проявляться в возрасте до трех лет.

Для аутизма характерны нарушения в трех сферах:

  • социальном взаимодействии
  • коммуникации (использования вербального и невербального общения)
  • ограниченными и повторяющимися моделями поведения и деятельности.

Риск развития аутизма в четыре раза выше для мальчиков, чем для девочек.

В Бобруйске с этим диагнозом наблюдается 38 детей.

Причины аутизма

Точные причины нарушения развития мозга не выяснены, они могут появляться в результате влияния множества факторов:

  • генетические (наследственные)   
  • угроза аборта у матери до 20 недель
  • проживание в крупном городе, причем, чем крупнее город, тем выше риск
  • факторы внешней среды: токсические воздействия ртути, кадмия, никеля во время беременности.

В группе риска и так называемые «поздние дети» (возраст родителей – старше 40 лет).

Из-за нарушений развития зоны мозга, отвечающей за эмоциональные взаимодействия, дети с РАС с трудом усваивают социальные навыки и правила.

Симптомы раннего детского аутизма (до 2-х лет) проявляются у детей в течение первого года жизни. Первые признаки можно заметить в младенческом возрасте. Например, грудничок не дает возможности найти какую-то удобную и для него, и для мамы позу при кормлении. Он может или распластываться у нее на руках, или, напротив, оставаться чрезмерно напряженным. У детей постарше не появляется так называемая предвосхищающая поза. То есть малыш, видя, что его хотят взять на руки, не тянется навстречу.

К признакам аутистического поведения относят и отсутствие у малыша фиксации взгляда на мамином лице. А это, кстати, является одной из наиболее ранних форм приспособительного поведения ребенка.

Симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет

Ребенок на собственное имя не отзывается, в глаза не смотрит, любит находиться в одиночестве, отсутствует интерес к другим детям, может вообще не разговаривать. Возможны повторения однотипных действий: взмахи руками, раскачивание взад и вперед, повороты головой из стороны в сторону; при смене привычной для него обстановки возникает сильное беспокойство.

Перечисленные выше признаки являются косвенными. И поэтому, заметив что-то из перечисленного в своем малыше, не спешите паниковать, обратитесь к специалистам: врачу-педиатру, врачу-психотерапевту для уточнения диагноза. Чем раньше диагностируется болезнь, чем раньше начнется лечение соответствующими методиками, тем лучше прогноз.

Лечится ли аутизм?

Медикаментозного лечения для данной патологии не существует. Дети нуждаются в многолетнем наблюдении врача-психиатра, квалифицированной помощи и сопровождении со стороны педагогов-психологов для психологической и социальной коррекции и развития.

Рекомендации родителям

Думайте о ребенке, а не о его диагнозе. Аутизм не приговор, а иная форма существования.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой и научитесь отслеживать его прогресс, фокусируйтесь на удачах.

Можно долго искать причины аутизма, уточнять диагноз, раздумывать, стоит ли искать специалистов, лекарства. Не имеет значения, какой диагноз стоит у ребенка в медицинской карте, – важно, какие у него дефициты развития и как их компенсировать. Все дети обучаемы. Нужно только знать, чему их учить и как. Занятия, занятия, занятия – это главное!

Врач-психотерапевт филиала «Бобруйская городская детская поликлиника №2» Анна Анатольевна Ольшевская.