Март 30, 2018

Аутизм

Одно из самых загадочных, непонятных и неизученных до конца заболеваний психики – это аутизм. Долгое время ученые всего мира пытаются понять причины возникновения детского аутизма, разрабатывают методики профилактики и лечения. Проявление синдрома особенно явно выражается в раннем детском возрасте. Аутизм у детей сопровождается рядом признаков и симптомов, которые приводят к разрыву с окружающей реальностью. Ребёнок с этим расстройством уходит в себя и болезненно воспринимает всякое вмешательство в своё внутреннее пространство.

Число детей, у которых диагностируется аутизм, растет каждый год более чем на 10%, свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения. «Необычные» дети появляются сегодня 1 на 68 детей, в 2013-м — 1 на 88 (10 лет назад статистика была — 1 случай аутизма на 10000 родившихся).

Взрослые люди, подростки, страдающие аутизмом на протяжении многих лет не получали признания своих талантов, знаний, особенностей, любви и поддержки.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения подчеркивают, что аутизмом страдают люди на всех континентах, во всех странах, независимо от пола, расовой принадлежности и социально-экономического положения.
Ученые озабочены тем, что статистика распространенности данного расстройства раннего развития человека за последние десять лет выросла в 10 раз.

Как воспринимает мир человек с аутизмом

Мозг человека постоянно обрабатывает поступающую информацию, используя зрительные, слуховые и осязательные анализаторы. У страдающего аутизмом человека восприятие поступающих сигналов нарушено, и это приводит к хаосу: одни сигналы становятся очень интенсивными, а другие не замечаются вообще. Такое положение вещей вызывает нарушение контактов человека с окружающей средой. Он превращается в некоего «инопланетянина», не знающего и не соблюдающего правил игры. А мир и люди вокруг превращаются для него в источник дискомфорта и, соответственно, тревоги. Для родителей очень важно вовремя заметить, что их ребенок не такой, как все. Помогут обнаружить это ранние признаки аутизма у детей: их следует знать, чтобы не допустить усугубления проблемы. Ведь вовремя замеченная патология легче поддается коррекции, а значит, доставит в будущем меньше проблем.

К общим признакам этого заболевания относятся:
-Недостаточное взаимодействие с социальным окружением;
-Нарушения взаимной коммуникации и общения;
-Ограничение круга интересов, повторяющиеся действия.
Недостаточное взаимодействие с социальным окружением: отсутствие способности развивать дружеские отношения со сверстниками, неспособность выражения собственных эмоций и неспособность их понимания по отношению к другим людям. Отсутствие сопереживания.

Нарушения взаимной коммуникации и общения: больной ребенок гораздо позже учится разговаривать, а иногда и вовсе не приобретает этого умения. Так не разговаривают порядка 40% аутистов. Достаточно часто и с повтором используют одну фразу. Не смотрят в глаза, могут принимать определенные положения тела или выражение лица.
Ограничение круга интересов, повторяющиеся действия: дети постарше могут быть увлечены видеоиграми, номерными знаками авто или картежными играми. Временами странная концентрация на отдельных деталях. Например, маленькие дети с аутизмом зачастую сосредотачивают свое внимание на деталях игрушки, а не на ней полностью, их интересует не сама машинка, а только ее колеса. Острая необходимость в определенном режиме и в однообразных действиях, ребенок может настаивать, чтобы гулять только по строго определенному постоянному маршруту.

Симптомы раннего детского аутизма (до 2-х лет) проявляются в течение первого года жизни. Первые признаки можно заметить в младенческом возрасте. Например, грудничок не дает возможности найти какую-то удобную и для него, и для мамы позу при кормлении. Он может или распластываться у нее на руках, или, напротив, оставаться чрезмерно напряженным. Мамы таких деток жаловались, что малыши просто «вытекали» у них из рук, да еще при этом всячески старались отодвинуться. У детей постарше не появляется так называемая предвосхищающая поза. То есть малыш, видя, что его хотят взять на руки, не тянется навстречу. К признакам аутистического поведения относят и отсутствие у малыша фиксации взгляда на мамином лице.

Перечисленные выше признаки являются косвенными. И поэтому, заметив что-то из перечисленного в своем малыше, не спешите паниковать и считать ребенка аутистом. Даже если вы наблюдаете признаки аутизма у детей, заставляющие насторожиться: малыш, например, не копирует поведение старших, боится громких звуков или яркого света, непредсказуемо реагирует на события, (может, например, засмеяться, испугавшись, или, наоборот, расплакаться, в момент, когда от него ждут радости), помните, что окончательный вердикт может вынести только врач.

Что делать при обнаружении признаков аутизма

При обнаружении перечисленных выше тревожных симптомов следует обязательно обратиться к лечащему врачу и психиатру.

Коррекция аутизма

Медикаментозного лечения для данной патологии не существует: невозможно восстановить недоразвитые ткани головного мозга. Дети-аутисты нуждаются в квалифицированной долголетней помощи и сопровождению со стороны педагогов, психологов.

Помочь ребенку с аутизмом интегрироваться в общество помогут следующие методы:

Занятия с психиатром или психологом (или и с тем и с другим, зависит от степени отклонения). Здесь важно выбрать специалиста надолго. Во-первых, аутист плохо переживает смену привычного уклада жизни, во-вторых, важно следовать одной программе коррекции;

Обучение общению. Относится как общение вербальное, так и невербальное. Ребёнок учится отзываться на своё имя, просить о помощи, когда ему что-то необходимо. Невербальное общение включает в себя как обучение родителей пониманию своего ребенка через его поведение, так и общение с ним самим при помощи, например, обмена карточками. Данный тип общения характерен для детей с тяжёлой формой заболевания;

Занятия с логопедом для коррекции или формирования речи. На этих занятиях аутист расширит свой словарный запас, научится не повторять слова и фразы. Развитие речевых навыков – это один из основных способов для адаптации и вливания в общество;

Обучение навыкам интеграции и самообслуживания. Включает комплекс мероприятий направленных на формирование игровых стимулов и ведению рутины. С одной стороны, аутисты стараются стать независимыми, чтобы избежать всяческого контакта со взрослым, но с другой, у него могут отсутствовать другие элементарные навыки. Например, дети с аутизмом долго учатся ходить на горшок и чистить зубы;
Оздоровительные процедуры. На ребёнка хорошо действует физическая активность.

Единственное условие – он должен заниматься с профессионалами, которые знают о его проблеме, либо заниматься в специальных группах. По понятным причинам, таким детям противопоказаны командные виды спорта. Лучше всего выбрать активность, которая предусматривает монотонную деятельность (например, плавание).

Что делать родителям

Первое, что нужно сделать родителям малыша с диагнозом «аутизм», это принять его таким, какой он есть, помните, что лечение данного заболевания – это именно Ваш труд. Чем раньше диагностируется болезнь, чем раньше начнется лечение соответствующими методиками, тем лучше прогноз.

Дети, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Если подойти к обучению таких детей, грамотно, терпеливо, с большей затратой времени, они могут стать даже лучше и умнее чем обычные дети, просто нужно верить и любить их такими.

Врач-психотерапевт филиала «Бобруйская городская детская поликлиника №2» Ольшевская А.А.