
Суицид – это умышленное лишение себя жизни. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, этнокультурных, психологических, социальных и экологических факторов.
Самоубийство находится на третьем месте среди причин смерти детей и подростков. Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают вполне серьезные мысли, чтобы покончить с собой, и с годами суицид «молодеет».
Мотивы и причины детско-подростковых суицидов
Мотивов и причин, побуждающих подростка к совершению суицида множество, но на первый план нередко выступали стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы, и их такой страшный протест мотивировался бездушием, безразличием, цинизмом и жестокостью старших.
Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают такие, как:
- невыносимая душевная боль; одиночество; стыд за какой-то совершенный проступок;
- ощущение безнадежности и беспомощности; нестерпимая обида и недовольство собой
- (самоуничижение); выражение путем суицида протеста и разрешения всех проблем.
Факторами, подталкивающими подростка к самоубийству, могут быть:
- Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительных отношений с родителями – один из сильнейших стимуляторов суицидов у подростков.
- Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих. Травля со стороны одноклассников.
- Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.
- Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого – «ничего».
- Депрессивное состояние и психическое расстройство (кратковременное или долгосрочное) в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие массированного воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства.
- Генетические факторы – некоторые подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида.
- Неизлечимые болезни – такие как ВИЧ/СПИД, онкологические и венерические – нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.
Признаки суицидальных намерений у детей и подростков
Суицидальное поведение детей и подростков и совершаемые ими суициды, в принципе не могут быть незамеченными окружающими и являться для них неожиданными. Этому, как правило, (за исключением единичных случаев), предшествуют:
Эмоционально-психологические изменения:
- Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.
- Безразличное или враждебное отношение к окружающим.
- Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога.
- Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.
- Потеря интереса к привычным видам деятельности.
- Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Снижение успеваемости.
- Изменения внешнего вида и поведения:
- Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.
- Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы или молчание.
- Причитания, склонность к нытью, ворчливость.
- Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал.
- Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.
- Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.
- Плохое поведение в школе.
- Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках.
- Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам.
Изменения оценки действительности и собственной жизни:
- Нигилистическое отношение к окружающим и действительности.
- Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее.
- Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой.
- Поиск себе подобных суицидальноозабоченных в Интернете и других местах.
- Связь с деструктивными сектами.
- Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов с цветением окружающей природы и душевной подавленностью.
Как предотвратить суицид?
При подозрении на попытку суицида со стороны подростка необходимо:
- Немедленно проинформировать родителей или родственников подростка о возможной беде.
- Обеспечить непрерывное наблюдение за подростком, как в школе, так и вне ее и в семье.
- Осуществить квалифицированную консультацию у психиатра или психотерапевта.
- Оказать специализированное лечение (при необходимости) у психотерапевта или в специальном учреждении.
- Установить заботливые взаимоотношения с подростком – незамедлительно побеседовать с ним уже в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, но не в назидательном, а в душевном и доброжелательном тоне.
- Избегать «дешевых» утешений или упреков.
- Внимательно выслушать и серьезно воспринять любую жалобу подростка.
- Прямо спросить о его суицидальных мыслях, намерениях, планах.
- Выяснить, что же подросток желает изменить в себе, в окружающих, в той ситуации в какую он попал. Предложить конструктивные подходы к выходу из положения и вселить в него надежду на возвращение к нормальной жизни.
Особая ответственность в подобной обстановке лежит на родителях ребенка или других лицах, их заменяющих:
- Необходимо восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его на такой поступок.
- Говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием.
- Дать ребенку «излить душу», не перебивая и не одергивая его.
- Стремиться понять ребенка, почувствовать ситуацию его глазами, быть на его стороне.
- Такое внимательное отношение к подростку должно оставаться как можно дольше, до полной его психологической и физической реабилитации.
Любые переживания и тревоги наших детей и подростков не должны оставаться без заботливого, чуткого внимания и помощи родителей, педагогов, врачей.
Заместитель главного врача по медицинской части УЗ «Бобруйская городская детская больница»
И.А.Воронова