Сентябрь 10, 2024

10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств

По рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения 10 сентября каждого года принято считать Всемирным Днем предотвращения самоубийств. Глобальной целью Всемирного Дня предотвращения самоубийств  является снижение суицидальной активности населения (уменьшение уровня суицидов).

Профилактика суицидов является составной частью политики повышения демографической безопасности государства.

Самоубийство – феномен, встречающийся только у людей, является социальным явлением и, в определенной степени, зависит от устройства и благополучия того или иного общества, кроме того, это индивидуальная реакция личности на конфликтную (кризисную) ситуацию, которая определяется личностными особенностями конкретного  индивидуума и встречается в любом обществе, независимо от его политического и социально-экономического устройства.

В настоящее время в стране реализуется Комплекс мер по профилактике суицидального поведения населения Республики Беларусь, как мера снижения смертности от внешних причин, формируя определенный вклад в Государственную программу  «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь».

Что может привести подростка к суицидальным действиям?

Суицидальные мотивы:

  • Личностно-семейные: хронические семейные конфликты;  развод родителей; болезнь, смерть близких; одиночество, неудачная любовь; половая несостоятельность; оскорбление, унижение со стороны окружающих и т.д.;
  • Состояние здоровья: психические заболевания, соматические заболевания;
  • Конфликты, связанные с антисоциальным поведением: опасение уголовной ответственности, боязнь иного наказания или позора (изнасилование, нежелательная беременность);
  • Конфликты, связанные с учебой;
  • Материально-бытовые трудности семьи.

         Группа риска среди подросткового возраста:

  • подростки, имеющие предыдущую (незавершенную) попытку суицида;
  • подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  • подростки, имеющие тенденции к самоповреждению;
  • склонные к употреблению спиртных напитков подростки (риск очень высок – 50%);
  • подростки с хроническим употреблением ПАВ;
  • подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями;
  • подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые);
  • подростки, переживающие тяжелые утраты (смерть родителей, друга, прародителей), в течение первого года после утраты;
  • подростки, у которых выраженные семейные проблемы (семейное насилие, развод родителей и др.).

Признаки суицидального поведения

Как заметить, если что-то происходит с подростком не так?

Решение о суициде у детей не приходит мгновенно, обычно оно вызревает дни или недели. И всё это время он будет всеми возможными способами подавать окружающим сигналы, что бы другие увидели его боль, остановили, предупредили его.

Словесные признаки, то, что можно почерпнуть из контекста беседы:

  • сообщения о чувстве беспомощности (например,  «Я не могу это выносить!»), безнадежности;
  • беседы, которые можно понимать, как прощание с жизнью (например, «Без меня вам будет легче», «В следующем году меня здесь уже не будет»);
  • шутки о желании умереть;
  • сообщения о конкретном плане;
  • самообвинения и обвинения других людей.

     Поведенческие признаки:

  • резкие изменения в поведении и внешности ребенка (то, что ранее ему не было свойственно);
  • потеря интереса к любимым занятиям;
  • безосновательное снижение успеваемости;
  • отказ от посещения школы;
  • самоизоляция от семьи, близких людей, друзей;
  • написание «записок-завещаний»;
  • раздача своих вещей, приведение в порядок своих дел;
  • поглощенность темой смерти в литературе, живописи, музыке.

               Эмоциональные признаки:

  • перемены настроения;
  • переживание горя, чувства вины, печали, собственной малозначимости.

          Родителям можно рекомендовать:

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: “Что будет, если…”;
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы, взрослый должен стать «адвокатом» ребенка, а не «судьей»;
  • обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
  • записать свои рабочие номера телефонов.

Где искать помощь, если Вы видите, что ребенок не справляется со своим состоянием и вашей помощи недостаточно? Необходимо обратиться за помощью к специалистам: врачу-психиатру или психологу.