Суицидальное поведение детей и подростков и совершаемые ими суициды, в принципе не могут быть незамеченными окружающими и являться для них неожиданными. Этому, как правило, (за исключением единичных случаев), предшествуют:
Эмоционально-психологические изменения:
- Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.
- Безразличное или враждебное отношение к окружающим.
- Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога.
- Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.
- Потеря интереса к привычным видам деятельности.
- Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Снижение успеваемости.
Изменения внешнего вида и поведения:
- Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.
- Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы или молчание. Причитания, склонность к нытью, ворчливость.
- Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал.
- Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.
- Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.
- Плохое поведение в школе.
- Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках.
- Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам.
- Изменения оценки действительности и собственной жизни:
- Нигилистическое отношение к окружающим и действительности.
- Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее.
- Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой.
- Поиск себе подобных суицидальноозабоченных в Интернете и других местах.
- Связь с деструктивными сектами.
Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов с цветением окружающей природы и душевной подавленностью.
Как предотвратить суицид?
Исследования показывают, что в большинстве своем молодые люди, которые
пытались покончить или покончили с собой, умирать вовсе и не собирались. Они лишь хотели избежать проблем, которые на их взгляд разрешить им не под силу иным способом.
До 75% таких детей и подростков, так или иначе, раскрывали свои намерения: искали возможность высказаться и быть выслушанными; намекали об этом своим близким, знакомым, но часто натыкались на глухую стену и не были услышаны, поняты и приняты всерьез. Поэтому дети и подростки, находящиеся в предсуицидальном состоянии, нуждаются как никогда в индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.
При подозрении на попытку суицида со стороны подростка необходимо:
- Немедленно проинформировать родителей или родственников подростка о возможной беде.
- Обеспечить непрерывное наблюдение за подростком как в школе, так и вне ее и в семье.
- Осуществить квалифицированную консультацию у психиатра или психотерапевта.
- Оказать специализированное лечение (при необходимости) у психотерапевта или в специальном учреждении.
- Установить заботливые взаимоотношения с подростком – незамедлительно побеседовать с ним уже в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, но не в назидательном, а в душевном и доброжелательном тоне.
- Избегать «дешевых» утешений или упреков.
- Временно оградить подростка от стрессогенной ситуации.
- Внимательно выслушать и серьезно воспринять любую жалобу подростка.
- Прямо спросить о его суицидальных мыслях, намерениях, планах.
- Выяснить, что же подросток желает изменить в себе, в окружающих, в той ситуации в какую он попал.
- Предложить конструктивные подходы к выходу из положения и вселить в него надежду на возвращение к нормальной жизни.
Особая ответственность в подобной обстановке лежит на родителях ребенка или других лицах, их заменяющих:
- Необходимо восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его на такой поступок.
- Говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием.
- Дать ребенку «излить душу», не перебивая и не одергивая его.
- Стремиться понять ребенка, почувствовать ситуацию его глазами, быть на его стороне.
Внимательное отношение к подростку должно оставаться как можно дольше, до полной его психологической и физической реабилитации.
Родители, врачи, педагоги должны всегда помнить: любые переживания и тревоги наших детей и подростков не должны оставаться без их заботливого, чуткого внимания и помощи, и тогда мысли о самоубийстве обойдут их стороной.
Информация размещена в рамках реализации проекта «Здоровые города и поселки»










